Начальная школа лицея № 23
гор. Калининграда

Меню сайта
Категории раздела
Занятия с логопедом [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Логошка » Занятия с логопедом

Научите ребёнка отгадывать загадки

Научите ребёнка отгадывать загадки

Загадка – это не просто развлечение и игра. А упражнение в рассуждении и доказательстве.

Взрослые, загадывая детям загадки, часто не задумываются над тем, сможет ли ребенок их отгадать, не анализируют ход его мыслей при отгадывании, торопят, забывая о том, что главное не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ на вопрос.

Если дети затрудняются найти решение, взрослые иногда, уступая их просьбам, просто сообщают отгадку, подгоняя ее под ответ, тем самым лишая возможности думать, размышлять. Этого не следует делать. Привыкая к тому, что вы думаете вместо них, дети теряют интерес к загадкам. Не следует торопиться с ответом. Не надо также рассчитывать только на природную сообразительность ребенка. Детей нужно учить сознательно отгадывать загадки, понимать их содержание, находить пути решения логической задачи, знакомить с приемами отгадывания, а также учить доказывать правильные отгадки.

Прежде всего надо учить ребенка воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине их связей и отношений, заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.

Вот  несколько правил, которые помогут ВАМ:

  • Загадывая загадку, повторите ее несколько раз, чтобы ребенок ее лучше запомнил и полнее выделил признаки.
  • Проанализируйте загадку, помогая вопросами обратить внимание ребенка на признаки и установить связь между ними.
  • Предложите ребенку план доказательства путем последовательной постановки вопросов в соответствии со структурой загадки: «У кого может быть длинное ухо? Про кого можно сказать «комочек пуха»? Кто прыгает ловко и любит морковку? Значит, о ком эта загадка?
  • В случае пропуска ребенком какого-либо признака или связи подискутируйте с ним. Так, загадку: Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, Когда это бывает? Ребенок доказывает, опираясь всего на один признак: «Это бывает весной, потому сто тает снежок». Взрослый показывает несостоятельность доказательства: «Разве снег тает только весной? Ведь и зимой, в оттепель, снег сожжет растаять.» Тогда ребенок обратит внимание и на другие признаки (ожил лужок, день прибывает), что делает ответ более доказательным.

Как образуются звуки?

Люди с правильной, четкой речью обычно не задумываются над этими вопросами. Поток звуков льется как бы автоматически и воспринимается так же как бы автоматически. И только когда, например, выпадает зуб, впервые замечаешь, что речь нарушается.

Речевой аппарат человека – это сложнейшая структура с центром в головном мозге. В образовании того или иного звука участвуют различные органы артикуляции.

Почему детям  трудно даются  некоторые звуки?

Во-первых, у них еще недостаточно развит фонематический слух. Поэтому они часто не узнают звуки в речи взрослого и воспроизводят их в искаженном виде.

Во-вторых, артикуляционный аппарат ребенка еще очень неустойчив. И ему не так-то просто справиться с преградами на пути струи воздуха. Когда он выговаривает согласные звуки.

Чтобы образовался нужный звук, язык, губы и зубы должны принять определенное положение (артикуляционную позу), а именно это подчас не удается ребенку, особенно при произнесении свистящих, шипящих и сонорных Л, Р. Вспомним устройство одного из отделов речевого аппарата человека – звукопроизводящего, или артикуляционного аппарата –  и покажем, как ведут себя различные органы речи при образовании разных звуков. Без этих элементарных знаний просто нельзя начинать занятия с ребенком.

Самым подвижным органом является язык, Он состоит из корня (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают переднюю, среднюю и заднюю части. Особо можно выделить кончик языка, которым как бы заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка. Так как от их работы зависит качество звуков.

Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть спинки языка и кончика языка.  Кончик языка может опускаться за нижние зубы (при звуках С,З,Ц), подниматься за верхние зубы (при звуках Т,Д,Н), прижиматься к альвеолам (при звуке Л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (при звуке Р).

Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (при звуках С,З,Ц,), подниматься к небу вместе с кончиком языка и образовывать щель с твердым небом (при звуках Ш,Ж,Щ).

Средняя спинка языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части языка она может только подниматься к твердому небу (при звуке Й и мягких согласных).

Задняя часть спинки языка может подниматься и смыкаться с небом (при звуках К, Г) или же образовывать щель с небом (при звуке Х).

Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха ( при звуках И,Э,С,З,Ц,Ш,Ж,Ч,Щ,Р); могут опускаться и пропускать струю воздуха вбок (при звуке Л); язык может сужаться, и боковые края его не будут касаться коренных зубов (при звуках О,У).

В образовании звуков играет большую роль подвижность губ. Губы могут вытягиваться в трубочку (при звуке У), округляться (при звуке О), обнажать передние верхние и нижние зубы (при звуках И,С,З,Ц,Л и др.), слегка выдвигаться вперед (при звуках Ш,Ж).  Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (при звуках П,Б,М), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (при звуках Ф,В).

Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, меняя этими движениями объем полости рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.

Мягкое небо, или небная занавеска, может подниматься и опускаться. Когда мягкое небо опущено, выдыхаемая струя воздуха проходит через нос, в результате чего образуются носовые звуки М,Мь,Н,Нь. Если мягкое небо поднято, а маленький язычок прижимается к задней  стенке глотки, то закрывается проход в носовую полость. Выдыхаемая струя воздуха идет через рот и образуются ротовые звуки (все, кроме М,Мь,Н,Нь).

Итак, при образовании различных звуков каждый орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение.

Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижными, а работа их координированной.

В связи с тем, что дети овладевают нужными речедвигательными навыками постепенно, формирование звуков, особенно трудных, происходит у них в несколько этапов.

В логопедической практике принята строгая последовательность работы над коррекцией произношения. Система логопедических занятий предусматривает такие обязательные этапы формирования правильного произношения:

  • подготовка артикуляционного аппарата ребенка;
  • первичная постановка звука;
  • закрепление его в устной речи.

О том, как помочь ребенку подготовить артикуляционный аппарат, научить его управлять «непослушными», малоподвижными органами  речи и речевым дыханием пойдет речь в нашей следующей консультации.

 

 

 

 

 

Категория: Занятия с логопедом | Добавил: natalimol (11.10.2014)
Просмотров: 916 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz