Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Психологическая готовность ребёнка к школе
С 4 марта в лицее проводится психолого-педагогическое собеседование с будущими первоклассниками. Основной целью собеседования с будущим первоклассником и его родителями при поступлении в лицей является:
- Выявление уровня дошкольной подготовки, развития и готовности к обучению;
-
Рекомендации родителям по составлению индивидуального плана подготовки
ребенка к началу обучения, коррекционной развивающей работе, при
необходимости предлагаются консультации с узкими специалистами.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Психологическая готовность к школе – это как снежный человек. Все
о ней слышали. Все знают, что это какая-то важная штука, которую
проверяют психологи какими-то хитрыми тестами. О ней то и дело говорят в
крутых школах, лицеях и гимназиях, но что это такое, толком никто не
представляет.
Вот с арифметикой или чтением все куда проще –
читать и писать теперь принято прямо с пеленок. И если по какой-то
нелепой случайности до пяти-шести лет ребенок этому не научился, то за
год перед школой его с легкостью обучат этим премудростям на любых
курсах по подготовке к школе или в детском саду. Но как же все-таки
быть с психологией? Что представляет собой загадочная психологическая
готовность к школе, нужно ли ею специально заниматься? Или, может быть,
она у ребенка уже давно есть, а мы об этом и не знаем? Психологи выделяют целых четыре вида психологической готовности к школе.
Личностно-социальная готовность
Личностно-социальная готовность заключается в том, что ребенок к
моменту поступления в школу готов к общению, взаимодействию – как со
взрослыми, так и со сверстниками. На самом деле, современные
первоклассники далеко не всегда умеют это делать. Особенно трудно им
выполнять задания, которые требуют совместных усилий, тесного контакта
друг с другом. Чаще этот симптом выражен у «домашних» детей, никогда не
посещавших детский сад – у этих ребятишек минимальный опыт по
разруливанию конфликтных ситуаций, принятию совместных решений. Легко
ли Ваш ребенок идет на контакт с другими детьми и взрослыми? Не слишком
ли часто Вы берете на себя его функции? Например, когда психолог
спрашивает будущего первоклассника, как его зовут, мама с готовностью
отвечает: «Нас зовут Саша!». У малыша к моменту поступления в школу
должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми.
Дайте ему самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на
детской площадке, в магазине. «Домашние» дети нередко боятся большого
скопления народа. По правде сказать, и не всем взрослым в толпе уютно.
Но не забывайте, что малышу предстоит жить в коллективе, и поэтому
постарайтесь иногда выбираться на какие-то массовые мероприятия.
Эмоционально-волевая готовность
«А не буду, потому что не интересно (слишком легко, или, наоборот,
слишком трудно)!». Почему ребенок, который блестяще занимался до школы с частным преподавателем, порой получает глубокое разочарование от школы? Конечно, здесь много зависит и от педагога, и от системы образования, программы обучения, но дело не только в этом. Ведь
занятия для дошкольников и настоящие уроки – это все-таки разные вещи.
Если первые – прежде всего, игра (а иначе просто не получится, ни один
нормальный дошкольник, если он, конечно, не супер - вундеркинд, не
предпочтет урок игре), то вторые – именно система обучения. И далеко не
всегда это обучение будет увлекательным и захватывающим. Поэтому очень
важный признак готовности к школе – делать не только то, что хочу, но и
то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно. Как
ни странно, развить эти качества поможет опять-таки игра. Только игра
особая – по правилам (от примитивных «ходилок» с кубиком до шахмат и
домино). Ведь именно такие игры учат спокойно дожидаться своего хода, с
достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом
учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства. Полезно, если
ребенок заранее привыкнет к смене деятельности – например, спокойная
работа за столом будет чередоваться с подвижными играми (особенно важно
это для возбудимых, подвижных детей). Так им будет легче сдерживать свой
порыв встать и побегать посреди занятия, ведь они будут знать, что для
этого есть специальное «шумное время». Интеллектуальная готовность
Речь идет не о пресловутом умении читать и писать, а о нечто большем:
насколько мозг ребенка готов к интеллектуальному труду. Это умение
думать, анализировать, делать выводы. Аналитическое мышление
(способность сравнивать и обобщать) начинает развиваться уже с
младенческого возраста – еще с того счастливого времени, когда ваш малыш
с интересом гремел разными погремушками, прислушиваясь к их звуку, а
также пытался выяснить, почему мячик с горки отлично катится, а кубик
почему-то отказывается это делать. Если вы не подавляли
исследовательский интерес юного естествоиспытателя, то наверняка к
моменту поступления в школу ему многое удалось постичь на собственном
опыте. Учите сына или дочку самому искать ответы на свои бесконечные
«почему» и «а что будет, если…», выстраивать причинно-следственные связи
– одним словом, активно интересоваться окружающим миром.
Мотивационная готовность
К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение:
- к школе;
- учителю;
- к учебной деятельности;
- к самому себе.
Нередко старшие товарищи успевают внушить будущему школьнику мысль о
том, что в школе его ждут одни неприятности – двойки, строгие учителя и
пр. Постарайтесь развеять этот миф и настроить малыша на успех. В то же
время он должен понимать, что школьный путь усеян не только розами, и
просто так или даже за каждую мелочь его там хвалить никто не будет.
Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению дома, постарайтесь
приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а
за готовый результат. Хваля и ругая свое сокровище, не переходите на
личности – оценивайте поступок, а не самого ребенка.
Если ребенок отлично считает – это еще не показатель школьной зрелости! Развитый ребенок и готовый к школе ребенок – это не одно и то же!
Обученность – это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать.
Интеллектуальное
же развитие – это некий умственный потенциал, способность ребенка к
самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач.
Например, задач по адаптации в новом коллективе и к требованиям
посторонних, но значимых взрослых; задач по упорной и самостоятельной
работе над чем-то трудным и требующим усилий.
То есть, обученность и общий уровень развития – в том числе и эмоционального – это отнюдь не синонимы!
Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но
даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то
скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и
радостно войти в новый мир. Не забудьте и о своих чувствах: если
Вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и
вашему ребенку. Поэтому, будьте спокойны и уверенны в себе и в своем
чаде, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни
ребенка. В случае, если у Вас что-то не получается, проконсультируйтесь у
нужных специалистов, почитайте соответствующую литературу, не надо
думать, что все решится само собой. Помните, что психика ребенка не
самый подходящий полигон для экспериментов. И поверьте, можно прожить и
без того, чтобы читать ребенку нотации и трепать ему нервы! А основными
Вашими помощниками в сложных ситуациях являются терпение, внимание и
понимание.
Ганиева Маргарита Викторовна Педагог – психолог лицея №23
|
Категория: Родителям будущих первоклассников | Добавил: natalimol (05.03.2014)
|
Просмотров: 572
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|