Начальная школа лицея № 23
гор. Калининграда

Меню сайта
Категории раздела
Родителям будущих первоклассников [3]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Родителям будущих первоклассников » Родителям будущих первоклассников

Психологическая готовность ребёнка к школе
С 4 марта в лицее  проводится психолого-педагогическое собеседование с будущими первоклассниками.
Основной целью собеседования с будущим первоклассником  и его родителями при поступлении в лицей является:
  •     Выявление уровня дошкольной подготовки, развития и готовности к обучению;
  •     Рекомендации родителям по составлению индивидуального плана подготовки ребенка к началу обучения, коррекционной развивающей работе, при необходимости  предлагаются консультации с узкими специалистами.
                              ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Психологическая готовность к школе – это как снежный человек. Все о ней слышали. Все знают, что это какая-то важная штука, которую проверяют психологи какими-то хитрыми тестами. О ней то и дело говорят в крутых школах, лицеях  и гимназиях, но что это такое, толком никто не представляет.

    Вот с арифметикой или чтением все куда проще – читать и писать теперь принято прямо с пеленок. И если по какой-то нелепой случайности до пяти-шести лет ребенок этому не научился, то за год перед школой его с легкостью обучат этим премудростям на любых курсах по подготовке к школе или в детском саду.
Но как же все-таки быть с психологией? Что представляет собой загадочная психологическая готовность к школе, нужно ли ею специально заниматься? Или, может быть, она у ребенка уже давно есть, а мы об этом и не знаем?
    Психологи выделяют целых четыре вида психологической готовности к школе.


Личностно-социальная готовность 

           Личностно-социальная готовность заключается в том, что ребенок к моменту поступления в школу готов к общению, взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками. На самом деле, современные первоклассники далеко не всегда умеют это делать. Особенно трудно им выполнять задания, которые требуют совместных усилий, тесного контакта друг с другом. Чаще этот симптом выражен у «домашних» детей, никогда не посещавших детский сад – у этих ребятишек минимальный опыт по разруливанию конфликтных ситуаций, принятию совместных решений.
Легко ли Ваш ребенок идет на контакт с другими детьми и взрослыми? Не слишком ли часто Вы берете на себя его функции? Например, когда психолог спрашивает будущего первоклассника, как его зовут, мама с готовностью отвечает: «Нас зовут Саша!».
У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Дайте ему самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине.
«Домашние» дети нередко боятся большого скопления народа. По правде сказать, и не всем взрослым в толпе уютно. Но не забывайте, что малышу предстоит жить в коллективе, и поэтому постарайтесь иногда выбираться на какие-то массовые мероприятия.

Эмоционально-волевая готовность

     «А не буду, потому что не интересно (слишком легко, или, наоборот, слишком трудно)!». Почему ребенок, который блестяще занимался до школы с частным преподавателем, порой получает глубокое разочарование от школы?
Конечно, здесь много зависит и от педагога, и от системы образования, программы обучения, но дело не только в этом.
Ведь занятия для дошкольников и настоящие уроки – это все-таки разные вещи. Если первые – прежде всего, игра (а иначе просто не получится, ни один нормальный дошкольник, если он, конечно, не супер - вундеркинд, не предпочтет урок игре), то вторые – именно система обучения. И далеко не всегда это обучение будет увлекательным и захватывающим. Поэтому очень важный признак готовности к школе – делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.
Как ни странно, развить эти качества поможет опять-таки игра. Только игра особая – по правилам (от примитивных «ходилок» с кубиком до шахмат и домино). Ведь именно такие игры учат спокойно дожидаться своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства.
     Полезно, если ребенок заранее привыкнет к смене деятельности – например, спокойная работа за столом будет чередоваться с подвижными играми (особенно важно это для возбудимых, подвижных детей). Так им будет легче сдерживать свой порыв встать и побегать посреди занятия, ведь они будут знать, что для этого есть специальное «шумное время».

 
Интеллектуальная готовность

    Речь идет не о пресловутом умении читать и писать, а о нечто большем: насколько мозг ребенка готов к интеллектуальному труду. Это умение думать, анализировать, делать выводы.
   Аналитическое мышление (способность сравнивать и обобщать) начинает развиваться уже с младенческого возраста – еще с того счастливого времени, когда ваш малыш с интересом гремел разными погремушками, прислушиваясь к их звуку, а также пытался выяснить, почему мячик с горки отлично катится, а кубик почему-то отказывается это делать.
   Если вы не подавляли исследовательский интерес юного естествоиспытателя, то наверняка к моменту поступления в школу ему многое удалось постичь на собственном опыте. Учите сына или дочку самому искать ответы на свои бесконечные «почему» и «а что будет, если…», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.


Мотивационная готовность

    К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение:

  •     к школе;
  •     учителю;
  •     к учебной деятельности;
  •     к самому себе.
  Нередко старшие товарищи успевают внушить будущему школьнику мысль о том, что в школе его ждут одни неприятности – двойки, строгие учителя и пр. Постарайтесь развеять этот миф и настроить малыша на успех. В то же время он должен понимать, что школьный путь усеян не только розами, и просто так или даже за каждую мелочь его там хвалить никто не будет.
     Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению дома, постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат. Хваля и ругая свое сокровище, не переходите на личности – оценивайте поступок, а не самого ребенка.

   Если ребенок отлично считает – это еще не показатель школьной зрелости!
   Развитый ребенок и готовый к школе ребенок – это не одно и то же!


Обученность – это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать.

Интеллектуальное же развитие – это некий умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач. Например, задач по адаптации в новом коллективе и к требованиям посторонних, но значимых взрослых; задач по упорной и самостоятельной работе над чем-то трудным и требующим усилий.

   То есть, обученность и общий уровень развития – в том числе и эмоционального – это отнюдь не синонимы!


 

Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь.
Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему   первокласснику   спокойно   и радостно    войти  в новый мир.
Не забудьте и о своих чувствах: если Вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и вашему ребенку. Поэтому, будьте спокойны и уверенны в себе и в своем чаде, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка. В случае, если у Вас что-то не получается, проконсультируйтесь у нужных специалистов, почитайте соответствующую литературу, не надо думать, что все решится само собой. Помните, что психика ребенка не самый подходящий полигон для экспериментов. И поверьте, можно прожить и без того, чтобы читать ребенку нотации и трепать ему нервы! А основными Вашими помощниками в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.


Ганиева Маргарита Викторовна
Педагог – психолог лицея №23
Категория: Родителям будущих первоклассников | Добавил: natalimol (05.03.2014)
Просмотров: 572 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz