Могут ли родители сами определить, готов ли их ребенок к школе?
В целом, да! Это можно сделать с помощью следующих несложных проб.
Проба №1. Умение ребенка рассказать о себе и своей семье. Знания об окружающем мире и социальных явлениях.
Проба №2. Срисовывание детьми графического образца, состоящего из геометрических фигур и элементов прописных букв. Образец должен быть нарисован на белом листе бумаги без линеечек и клеточек. Перерисовывать его надо на такой же белый лист бумаги. При срисовывании дети должны пользоваться простыми карандашами. Не разрешается использовать линейку и ластик. Образец может быть произвольно придуман взрослым.
Данное задание позволит определить, справляется ли ребенок с работой по образцу, на сколько хорошо развита мелкая моторика руки.
Проба № 3. Проведение игры с правилами. Например, это может быть игра «Черный, белый не берите, да и нет, не говорите». В этой игре сразу видны дети, не соблюдающие правила и потому проигрывающие. А ведь в игре соблюдать правило проще, чем в учебном задании.
Проба № 4. Перед ребенком кладут перепутанную последовательность сюжетных картинок. Можно взять картинки из известной детям сказки. Ребенку предлагают сложить правильную последовательность картинок и составить по ним рассказ. Чтобы справиться с этим заданием, у ребенка должен быть развит необходимый уровень обобщения, наглядно-образного мышления, обогащен словарный запас, хорошо развита речь.
Проба № 5. В игровой форме ребенку предлагают слова, в которых надо определить, есть ли там искомый звук. Каждый раз договариваются, какой звук надо будет найти. На каждый звук дается несколько слов. Для поиска предлагаются два гласных и два согласных звука. Искомые в словах звуки взрослый должен произносить очень четко, а гласные тянуть нараспев. Детей, у которых данное задание вызовет трудности, необходимо показать логопеду.
Проба № 6. Умение слышать текст, улавливать скрытый смысл, последовательно логически рассуждать.
Проба № 7. Развитие мыслительных операций. Умение исключать лишнее, обобщать по общему признаку.
Информацию подготовила
педагог-психолог лицея №23, Ганиева М. В.
|