Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Психологическая готовность ребёнка к школе
С 4 марта в лицее проводится психолого-педагогическое собеседование с будущими первоклассниками. Основной целью собеседования с будущим первоклассником и его родителями при поступлении в лицей является:
- Выявление уровня дошкольной подготовки, развития и готовности к обучению;
- Рекомендации родителям по составлению индивидуального плана подготовки ребенка к началу обучения, коррекционной развивающей работе, при необходимости предлагаются консультации с узкими специалистами.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Психологическая готовность к школе – это как снежный человек. Все о ней слышали. Все знают, что это какая-то важная штука, которую проверяют психологи какими-то хитрыми тестами. О ней то и дело говорят в крутых школах, лицеях и гимназиях, но что это такое, толком никто не представляет.
Вот с арифметикой или чтением все куда проще – читать и писать теперь принято прямо с пеленок. И если по какой-то нелепой случайности до пяти-шести лет ребенок этому не научился, то за год перед школой его с легкостью обучат этим премудростям на любых курсах по подготовке к школе или в детском саду. Но как же все-таки быть с психологией? Что представляет собой загадочная психологическая готовность к школе, нужно ли ею специально заниматься? Или, может быть, она у ребенка уже давно есть, а мы об этом и не знаем? Психологи выделяют целых четыре вида психологической готовности к школе.
Личностно-социальная готовность
Личностно-социальная готовность заключается в том, что ребенок к моменту поступления в школу готов к общению, взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками. На самом деле, современные первоклассники далеко не всегда умеют это делать. Особенно трудно им выполнять задания, которые требуют совместных усилий, тесного контакта друг с другом. Чаще этот симптом выражен у «домашних» детей, никогда не посещавших детский сад – у этих ребятишек минимальный опыт по разруливанию конфликтных ситуаций, принятию совместных решений. Легко ли Ваш ребенок идет на контакт с другими детьми и взрослыми? Не слишком ли часто Вы берете на себя его функции? Например, когда психолог спрашивает будущего первоклассника, как его зовут, мама с готовностью отвечает: «Нас зовут Саша!». У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Дайте ему самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине. «Домашние» дети нередко боятся большого скопления народа. По правде сказать, и не всем взрослым в толпе уютно. Но не забывайте, что малышу предстоит жить в коллективе, и поэтому постарайтесь иногда выбираться на какие-то массовые мероприятия.
Эмоционально-волевая готовность
«А не буду, потому что не интересно (слишком легко, или, наоборот, слишком трудно)!». Почему ребенок, который блестяще занимался до школы с частным преподавателем, порой получает глубокое разочарование от школы? Конечно, здесь много зависит и от педагога, и от системы образования, программы обучения, но дело не только в этом. Ведь занятия для дошкольников и настоящие уроки – это все-таки разные вещи. Если первые – прежде всего, игра (а иначе просто не получится, ни один нормальный дошкольник, если он, конечно, не супер - вундеркинд, не предпочтет урок игре), то вторые – именно система обучения. И далеко не всегда это обучение будет увлекательным и захватывающим. Поэтому очень важный признак готовности к школе – делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно. Как ни странно, развить эти качества поможет опять-таки игра. Только игра особая – по правилам (от примитивных «ходилок» с кубиком до шахмат и домино). Ведь именно такие игры учат спокойно дожидаться своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства. Полезно, если ребенок заранее привыкнет к смене деятельности – например, спокойная работа за столом будет чередоваться с подвижными играми (особенно важно это для возбудимых, подвижных детей). Так им будет легче сдерживать свой порыв встать и побегать посреди занятия, ведь они будут знать, что для этого есть специальное «шумное время». Интеллектуальная готовность
Речь идет не о пресловутом умении читать и писать, а о нечто большем: насколько мозг ребенка готов к интеллектуальному труду. Это умение думать, анализировать, делать выводы. Аналитическое мышление (способность сравнивать и обобщать) начинает развиваться уже с младенческого возраста – еще с того счастливого времени, когда ваш малыш с интересом гремел разными погремушками, прислушиваясь к их звуку, а также пытался выяснить, почему мячик с горки отлично катится, а кубик почему-то отказывается это делать. Если вы не подавляли исследовательский интерес юного естествоиспытателя, то наверняка к моменту поступления в школу ему многое удалось постичь на собственном опыте. Учите сына или дочку самому искать ответы на свои бесконечные «почему» и «а что будет, если…», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.
Мотивационная готовность
К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение:
- к школе;
- учителю;
- к учебной деятельности;
- к самому себе.
Нередко старшие товарищи успевают внушить будущему школьнику мысль о том, что в школе его ждут одни неприятности – двойки, строгие учителя и пр. Постарайтесь развеять этот миф и настроить малыша на успех. В то же время он должен понимать, что школьный путь усеян не только розами, и просто так или даже за каждую мелочь его там хвалить никто не будет. Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению дома, постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат. Хваля и ругая свое сокровище, не переходите на личности – оценивайте поступок, а не самого ребенка.
Если ребенок отлично считает – это еще не показатель школьной зрелости! Развитый ребенок и готовый к школе ребенок – это не одно и то же!
Обученность – это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать.
Интеллектуальное же развитие – это некий умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач. Например, задач по адаптации в новом коллективе и к требованиям посторонних, но значимых взрослых; задач по упорной и самостоятельной работе над чем-то трудным и требующим усилий.
То есть, обученность и общий уровень развития – в том числе и эмоционального – это отнюдь не синонимы!
Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир. Не забудьте и о своих чувствах: если Вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и вашему ребенку. Поэтому, будьте спокойны и уверенны в себе и в своем чаде, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка. В случае, если у Вас что-то не получается, проконсультируйтесь у нужных специалистов, почитайте соответствующую литературу, не надо думать, что все решится само собой. Помните, что психика ребенка не самый подходящий полигон для экспериментов. И поверьте, можно прожить и без того, чтобы читать ребенку нотации и трепать ему нервы! А основными Вашими помощниками в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.
Ганиева Маргарита Викторовна Педагог – психолог лицея №23
|
Категория: В гостях у психолога лицея | Добавил: natalimol (05.03.2014)
|
Просмотров: 882
| Рейтинг: 5.0/1 |
|
|